?

Log in

No account? Create an account

di7foto


Фоторейд по России, Северо-Западная часть

История с географией и география с историей.....


Previous Entry Поделиться Next Entry
Ладожская кругосветка "Майский гром водопадов" часть 1, день третий
di7foto
Вот и настал черед утра третьего дня. Утро как утро, ничего особенного. За исключением того, что мы в путешествии и наша экспедиция продолжается! Приютившая нас база отдыха "Янис" долго не отпускала, то ли умиротворяющим видом метеоритного озера, еще не вскрывшегося ото льда и вовсю исполосованного снегоходными треками, то ли пронзительными красками Карельской весны



При всей сложности организации самих путешествий, отчеты о путешествиях по тундре или по пустыне писать проще. Например: на третий день пути увидели пальму, она была великолепна но оказалась миражом... Или так: в утомительный полярный день солнце светило без устали и мы не заметили как прошла неделя. Здесь, в Карелии, все не так. Здесь каждый день насыщен мириадом событий. Запоминаются все, но я пытаюсь из них извлечь самую суть и донести до вас. Прощальный взгляд, скоротечные рукопожатия-и в путь


Воистину: мой дом-моя крепость. Где есть хозяин-крепость устояла, где хозяин государство-крепость пала...



Старый железнодорожный мост в Харлу. Построен финнами, построен на века...


Нынешняя РПЦ не особо торопится восстанавливать разрушенные храмы в умирающих деревнях зато в местах потрясающей красоты (и стоимости...) новые храмы растут как грибы. Естественно с большой прилегающей территорией. Вот и эта часовня на горЕ возникла пару лет назад, а при ней оказались огорожены гектары с выходом к Ладоге...


А дорога все змеится вдоль Ладоги, точнее вдоль ее залива-Кирьявалахти:




Вот и достигли самой раскрученной достопримечательности Северного Приладожья-горный парк Рускеала


Рускеала-действительно интереснейшее место и на нем остановлюсь по-подробнее. В 1754 году в Рускеала и прилегающих хуторах проживало 1945 человек. К этому времени торговый путь из Китее (современная Финляндия) к Ладожскому озеру через Сердоболь получил значение почтового тракта. Тогда на берегу реки Русколки, около моста, была построена почтовая станция. Во второй половине XVIII века внук фельдмаршала Бутурлина продал рускеальское имение графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской. О наличии мрамора в рускеальских недрах было известно, но полностью оценить запасы смогли только в 1767 году, а уже в 1768 года Екатерина II подписала указ "Об изготовлении мрамора на строение Исаакиевской церкви". С этого времени каменоломни Рускеалы стали давать камень для украшения столичных дворцов и храмов и, в первую очередь, для Исаакиевского собора.
В истории применения рускеальского мрамора выделяется два основных этапа. На первом этапе (1769-1840) мрамор Рускеалы применялся в качестве декоративно-облицовочного камня для украшения сооружений Санкт-Петербурга и загородных царских резиденций, на втором (1850-1930) - для производства строительной и технологической извести, щебня и декоративной крошки. В Санкт-Петербурге из этих мраморы использовались при строительстве и отделке Исаакиевского собора, Мраморного дворца. В Царском Селе рускеальские мраморы были использованы при сооружении Чесменской колонны, Кагульского обелиска и Орловских ворот, а также в украшении Екатерининского дворца.В Гатчине из рускеальских мраморов выполнены: пьедестал Чесменского обелиска, колонны Павильона Орла и Гатчинского дворца. Рускеальские мраморы также пошли на сооружение верстовых столбов Царскосельской и Петергофской дорог.

Чтобы не утомлять длинными текстами, посмотрим немного фоток





Все подземные выработки Рускеалы проходили без крепи, что объясняется низкой трещиноватостью и усточивостью пород. Технология добычи мрамора в открытых и подземных выработках Рускеалы была разной. В конце XVIII века она выглядела следующим образом. Вначале вдоль подошвы уступа карьера по всей длине размеченного блока проходили горизонтальный ров шириной до 1.8 м и глубиной 4-6 м и одновременно с ним два вертикальных рва таких же размеров по краям блока. Для этого в породе выбуривали скважины диаметром 38 мм и длиной до 70 см, которые затем заряжали порохом и подрывали. Далее сверху, по направлению линии отрыва, на расстоянии 2 - 6 м друг от друга бурили скважины глубиной 6-10м. Их также заряжали порохом и подрывали. В результате взрыва мраморный блок целиком обрушивался к подножью карьера на подсыпку из щебня. Для бурения скважин в породе применялись ручные двухгранные или четырехгранные буры длиной от 1,5 до 10м. За день двое рабочих просверливали от 2 до 4м породы. В 1830-е годы добывали "массы" мрамора весом до 4800т. Добытые глыбы затем разделывали на "штуки" (бурили в них шпуры, заряжали порохом и подрывали), после чего обтесывали по масштабу и деревянной модели. В конце 1830-х годов "Главный" карьер в Рускеале достиг 150 м в длину и 25-30 м в глубину. По расчетам с 1769 по 1839 годы в этом карьере было добыто более 200 000 т мрамора. В 1930- е годы ручное бурение заменили машинным - с помощью перфораторов, работавших на сжатом воздухе от паровой или электрической машины. Одни рабочие загружали мрамором вагонетки, другие - откатывали их по рельсам к шахтным стволам. Груженые камнем вагонетки при помощи механической (от конной тяги, а позже - от паровой) установки поднимались наверх, а затем опять вручную откатывались по железной дороге до обжиговых печей. К 1937 году в карьере действовало уже 6 печей, выпускавших 30-35 т извести в сутки. Во время пешеходной экскурсии вокруг «Главного» карьера можно посетить единственную оставшуюся в Рускеале шахту N02. Ее глубина превышает 50 метров, и на 1/3 она затоплена водой.



Способы доставки мрамора из Рускеальских каменоломен до потребителей изменялись на протяжении столетий. С 1769 по 1840-е годы транспортировка мраморных блоков из Рускеалы в Санкт-Петербург осуществлялась в два этапа. В зимнее время камень везли до деревни Хелюля по суше на крепких санях, в которые впрягалось от 10 до 130 лошадей. С наступлением навигации мрамор отправляли в галиотах по Ладожскому озеру до Санкт-Петербурга. 30 верст от Рускеалы до Хелюля проезжали в конце XVIII века за 2 - 4 дня. Ежедневно на перевозках камня было задействовано от 500 до 2000 "возчиков" . В первой трети XX века с появлением железной дороги рускеальский мрамор стали перевозить в вагонах до пристани Сортавала, а далее пароходами - до Питкяранты, Ляскеля, Кексгольма. За все время эксплуатации рускеальского месторождения мрамора (1769 - 1985 годы) здесь было пройдено 11 карьеров, из которых самым крупным является "Главный" карьер. Сегодня его протяженность с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта каньона до его дна — свыше 50 метров. Общая протяженность горных выработок составляет несколько километров, прозрачность воды достигает 15-18 метров.

В настоящее время "Главный" карьер Рускеалы больше похож на горное озеро, карьер затоплен до уровня верхнего подземного горизонта. В его борту, всего в полуметре от уровня воды, зияют отверстия подземных тоннелей и гротов. Затопили карьер финны перед началом советско-финской войны 1939-40г. Ситуация осложнялась еще и тем, что планов карьера не сохранилось. По одним сведениям, они были увезены в Финляндию во время эвакуации в 39-м году, по другим – просто потерялись. С затоплением тоже не все ясно. Кто-то говорил, что финны специально взорвали водонапорный горизонт, некоторые утверждают, что это случайность. Более того, местные жители рассказывают о десятках погибших во время затопления, между тем официальные источники пишут о годах постепенного заполнения карьера водой. Что характерно, долгие десятилетия вода в карьере была малопрозрачной, и обследования проводились буквально на ощупь. Однако в последние годы вода приобрела свой изумительный изумрудный оттенок и стала кристально прозрачной. На дне осталась техника – кран, автомашины, мотоциклы, - все это привлекает любителей дайвинга. Можно также подплыть к штольням, которые больше похожи на природные пещеры.



За территорией горногопарка Рускеала есть еще интересные объекты, которые мы не могли оставить без внимания. Первый-это провал, образовавшийся в результате катастрофического обрушения кровли в северной части месторождения в 1930-е годы. В разные стороны от центра провала отходят широкие тоннели длиной от 50 до 150 метров, которые соединяются друг с другом короткими перемычками. Нижняя часть выработок затоплена. Зимой здесь образуется толстый лед, что дало повод назвать Рускеальский провал «Ледовым дворцом». В глубине штолен лед тает очень долго, говорят, до конца сентября. Зимой в подземных выработках Рускеала изо льда вырастают изящные колонны и “сказочные существа”, которые я фотографировал в процессе Ладожской кругосветки "Рождество 2011"




В этот раз мы не стали посещать классный заброс-остатки завода по пережиганию мрамора в известь. Кстати, печи подобные Рускеальским я видел в п.Извара, Лен.область. Но пожалуй самый интересный объект-это мраморные разрезы, так же расположенные за территорией парка. Только побывав там понимаешь всю красоту рускеальского мрамора.



Как всегда, найдется какой-то графический урод, который испоганит то что природа творила тысячелетиями, а сотни и тысячи людей веками трудились чтбы вскрыть и явить миру это творение. Я видел эти распилы до варварства и поэтому наше состояние было близким к шоковому. Конечно не политкорректно звучит, но если бы нам тогда попался этот пид*ор, я думаю ему бы мало не показалось...



Тем не менее красота места рождала сюжеты




Конечно это не след падения метеорита, но... Попытки пробить лед большими камнями оказались без результатными, к тому же до этого места докинуть не реально!


Однако как нри прекрасен рускеальский каньон, надо двигаться дальше. Знаменита Рускеала не только своим горным парком, но и своей рекой. Здешняя река богата порогами и водопадами, и за свой крутой, непредсказуемый, дурной нрав, была названа финнами Тохмайоки («Дурная река»). Не буду расскахавать обо всех водопадах Тохмайоки, остановимся на тех которые находятся рядом с Рускеалой. В трех км Южнее Рускеалы, совсем рядом с шоссе видны белые каскады водопадов. До войны они назывались по-фински Ahinkoski («водопад Водяного» или «водопад на поляне») и уже тогда привлекали внимание путешественников и туристов. Но особенно популярными эти водопады стали с конца 1970-х годов, после выхода на экраны фильма «А зори здесь тихие…» - здесь снимали некоторые сюжеты этого киношедевра и лагуна между дорогой и водопадом называется у местных "Женькин плёс". Избушка вовсе не избушка-у нее только 2 стены! Это декарация уже к другому фильму- "Темный мир" который снимался и у этого водопада, и в мрморном каньоне и еще во многих местах Северного Приладожья.




Река разделена здесь на 4 протоки, самая мощная - левая. Правая протока удалена метров на 200-300, остальные расположены рядом друг с другом.


Опять встретили архангельских водников, меперь они катались по этим водопадам




В полукилометре от Ахинкоски ниже по реке находится еще один водопад Рюмянкоски («Гремящий») высотой по слухам до 8-9 метров.


В 1937 году финны построили здесь гидроэлектростанцию, проработавшую до 1944 года. Видимо, электростанция работала за счёт подачи воды в подземный туннель, т.к. внешне сам водопад никак не затронут деятельностью финских гидростроителей. Внутрь машинного зала лезть не хотелось-такая красота и мощь кругом!




Каким чудом это тонкое деревце выдерживает бешеный напор воды-не известно...



Тем временем наш геодезический отряд приступил к подробным замерам. Как показала последующая обработка данных высота этого водопада составила 7,1 метра от подошвы до уровня заркала реки выше по течению.




Как бы ни хотелось побыть здесь подольше, нас ждели еще не менее интересные места. Двинулись в путь!


В 1899 году на пороге Ляскелянкоски реки Янисъйоки была построена гидроэлектростанция, которая стала давать электроэнергию на рудники, обогатительную фабрику и в шахтерский поселок Вялимяки. После 1907 года, когда добыча руды прекратилась, обогатительная фабрика и подведенная к ней железная дорога были упразднены и разобраны, а рабочий поселок быстро опустел. Более ста лет назад, в 1903 году, на берегу реки Янисйоки акционерным обществом "Вяртсиля" в Ляскеля был пущен цех по переработке дерева, а в 1905 году - бумажный завод. Тогда же появилась первая ГЭС, давшая начало местной индустрии. Затем была лесопилка, постепенно переросшая в целлюлозное производство.


Водопад находится прямо под автомобильным мостом через реку Янисйоки. В отличие от предыдущих порогов и водопадов, находящихся на маловодных речках, река Янисйоки имеет большой расход воды даже в засушливые годы. Перепад высот около 10 метров, шум бьющейся о скалы воды заглушает все звуки. Интересно, что на фабрике до последнего времени работали бумагоделательные машины, пущенные в эксплуатацию более 100 лет назад. Для работы машин использовалась электроэнергия, получаемая от гидротурбины, которая приводилась в действие водой, отведенной от плотины по специальному каналу.



В преддверии Дня Победы старательные дворники вырубили все кустики вокруг мемориала защитникам Родины в п.Ляскеля. Вырубили заодно и вокруг А.С.Пушкина, который неожиданно оказался кооптированным в эту архитектурную группу. Я неоднократно спрашивал у местных-почему тут стоит памятник именно Пушкину? Мне ответить не смог никто... Было бы логично поставить памятник не таможенному декларанту Пушкину, а доктору Чехову. И место выбрано крайне удачно-аккурат напротив амбулатории. Вот и стоИт непонятно почему в карельской глуши "наше всё"-Александр Сергеевич-и взирает посеребренным бетонным взором на земское медучреждение...


С чьей "легкой" руки водопад Прокинкоски на реке Хихнийоки прижился в интернете под названием "9 мая" неизвестно, однако как легенда по всем описаниям кочует байка: кто-то спросил у местного жителя, почему такое название-"9 мая", на что последовал логичный для похмельного разума ответ: "дык... рядом же 1 мая..." Тем не менее на современных картах этот водопад не поименован.



Опять уходим с трассы, но теперь мы ввинчиваемся в карельскую тайгу, приближаясь к конечному пункту сегодняшнего дня-водопаду Юканкоски на реке Кулисмайоки. Пробираясь сквозь поля поражались раскинувшимся пейзажам. Нас не покидало ощущение что мы видим следы исчезнувшей цивилизации-сколько надо было сил чтобы из дремучей тайги сделать бескрайние поля, а теперь все зарастает за ненадобностью... Озеро Руокоярви красиво в любую погоду.


Вот мы и добрались до Юканкоски. Добрались без проблем-по весеннему склизкую дорогу еще не успели размолотить. Фотографированием и геодезической съемкой самого высокого водопада будем заниматься уже завтра, на сегодня хватит впечатлений. Нынешняя ночь пройдет в палатках, лагерь поставили быстро и занялись устройством быта...



...и тут же принялись живо обсуждать прошедший день:


мальчики с помощью карт и схем...


...девочки с помощью мимики и жестов)))


Спать улеглись быстро. Наступил первомай...Не переживайте, продолжение следует!


Кто почему-то не смог найти и прочитать предыдущие отчеты, то поступаем просто:
хочешь почитать про первый день экспедиции-жми СЮДА
хочешь почитать про второй день экспедиции-жми СЮДА


  • 1
Великолепные снимки водопадов, очень многоводные реки были этой весной. Особо понравились Рускельские каменоломни, вот оказывается откуда мрамор для Исаакиевского собора привозили.
Большая у вас была компания, наверное большинство постоянные путешественники.

Сэнкс!
Мрамор для Исаакия добывался так же в Тивдии (поселок между Петрозаводском и Медвежьегорском) и на острове возля Ляскеля
компания не очень большая-9 человек, из них трое едут не в первый раз
там столько интересного что каждый раз выявляешь что-то новое

  • 1