?

Log in

No account? Create an account

di7foto


Фоторейд по России, Северо-Западная часть

История с географией и география с историей.....


Previous Entry Поделиться Next Entry
В Лугу через Извару, часть 2
di7foto
Кикерино проехали быстро, точнее как могли быстро-там везде стоит "40". Велико было удивление ГАИшников, когда не доехав до них 10 метров мы остановились и стали сдавать задом чтобы сфоткать вот такой прикольный дом. К сожалению про дом ничего узнать не удалось, а расстроенные ГАИшники куда-то смылись))) А в Волосово даже глазу не на чем остановиться... проехали и все тут. А еще райцентр)))
40


Церковь (точнее ее руины) в дер.Заполье следует посещать летом или осенью, когда травы уже нет а слякоть еще не приступила. Церковь выстроена во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Заполье), деревянная церковь в селе появилась до 1731 года, в 1749 году она была возобновлена и в 1879 году сгорела.
41

Каменная церковь была заложена внедалеке архитектором Н.Никоновым в 1898 году. Храм не действовал с 1935 года и был официально закрыт в 1941 году. В 1942 - 1945 годах в церкви совершались службы. Вокруг церкви - действующее небольшое кладбище. Сама церковь - ныне живописные руины. Церковь построена была здесь в 1759 г. во имя Петра и Павла, деревянная, на каменном фундаменте из местной плиты. В сороковых годах она обгорела, а в 1879 г. с 10 на 11 февраля совершенно истреблена пожаром. Прихожане успели вынести из церкви почти все, кроме шкафа с старинными бумагами. Он стоял под колокольней, а туда от сильного дыма, нельзя было пробраться. В это время погиб древний образ Покрова, вместе с пытавшеюся спасти его девицею. В том-же году начат новый храм, на который крестьяне дер. Заполья пожертвовали каменный хлебный амбар, стоявший на земле помещика мызы Извара, К.Ф.Рериха. Усердием Рериха, через месяц после пожара, храм был построен и 10 марта освящен благочинным священником Положенским.Здание храма каменное, из булыжного камня. Колокола отлиты на средства попечительства из металла, собранного на пожарище.
42

Здесь бытует легенда, что в основании церкви заложен каменный крест. На самом деле это не легенда-этот вопрос нам прояснили в музее Рериха в Изваре. Каменный крест, вмурованный в основание церкви был действительно, найден был при раскопках Н.Рерихом и передан специально этому храму. Одеако хорошо знающие Ижору этнографы и археологи утверждают, что каменные кресты (как могильные, так и поклонные), пришедшие в негодность – упавшие, расколовшиеся, - утилизировали своеобразно: над ним строили дом или часовню. Проверить наличие креста невозможно, но посетить полузаваленный рухнувшим куполом подвал церкви пока реально. Не зимой естественно)))

Вырытую рядом с храмом могилу я посчитал достаточно кощунственным фотографировать, однако поразило то, что снег вокруг насыпал аж выше ограды... А вот след на снегу от брошенного креста меня расстроил- не иначе при рытье могилы осквернили чью-то более древнюю(((
43

При въезде в Извару справа открывается вот такое великолепие:
44
45

Немного о сабже: В марте 1935 года в Изваре заработал Волосовский известковый завод, заброшенные башни которого ныне напоминают средневековые сооружения. Начали его строить в 1932 году. Автор проекта - Буткевич, директор строительства- Громов. Имена стахановцев И. Коптюхова, Г. Кондратьева появлялись в областных газетах. Мощность завода составляла более 100 тонн извести в сутки. Вокруг завода возник жилгородок. Действовали своя электростанция, телефонный узел. В годы Великой Отечественной войны Извара была оккупирована фашистами и по неподтвержденным данным при заводе был концлагер. Печи завода естественно были крематорием. В 1980-х завод перестал функционировать, замороженные печи треснули и теперь восстановлению не подлежат. Зато какое великолепное место для фотосессий)))
46
47
48
49

Н.Рерих. В коротком посте в ЖЖ об этом Человеке так вдруг не раскажешь. Могу сказать одно-музей Рнриха в Изваре обязателен к посещению для всех, кто интересуется историей края, России, Человечества. Не буду перепечатывать-в инете полно ресурсов о Рерихе. Могу сказать одно-горяче любимое мной Северное Приладожье оказалось как и Извара второй малой родиной Н.Рериха. Как и в Изваре он черпал в Северной глуши жизненные потоки, которые пропитали все его творчество.
50
51

Эти ивы писал Н.Рерих и его подражатели. А у меня всего лишь фотоаппарат)))
52

Форелевое хозяйство. Ни за что бы не подумал! В музее мне не смогли объяснить зачем форелевому хозяйству трехэтажное готическое здание.
53

Народ в Изваре очень добродушный, имели возможность убедиться. Поразила выкопанная в метровом сугробе тропинка к птичьей кормушке.
54

Амбар так же занесен снегом по крышу
55

Найденный каменный старинный крест-в музей не влез)))
56

В 1900г. Мария Рерих продает усадьбу А.Верландеру, почетному гражданину Санкт-Петербурга. Недалеко от усадебного дома Рерихов находится комплекс, специально построенный для детской сельскохозяйственной колонии, переехавшей сюда со Ржевки в 1916 году.
57

О земледельческой колонии в Санкт-Петербурге известно очень мало. Она была основана Санкт-Петербургским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов в 1871г. в Санкт-Петербурге, за пороховыми заводами, на реке Луппе близ слободы Ржевской. Направлялись в колонию малолетние преступники 10–16 лет, где они занимались сельским хозяйством и получали начальное и ремесленное образование. Подростки жили в деревянных домах и делились на небольшие группы, во главе которых стояли опытные воспитатели. В 1906 году заведовать колонией пригласили М.Беклешева. После неудачно закончившейся военной карьеры (в 1887 году привлекался по делу о военно-революционных кружках, содержался в Петропавловской крепости), выйдя в отставку прослушал педагогические курсы при Казанском университете, ездил за границу для ознакомления с постановкой воспитания дефективных детей, затем был директором Вятской исправительной колонии. Девизом колонии были слова Виктора Гюго: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму».

По замыслу Беклешева колонию со станции Ржевка было решено перенести в Извару где архитектором А.Яковлевым был создан проект «города-сада», состоявший из комплекса жилых зданий, лазарета и Училищного дома со встроенной церковью.
58

В 1912 г Министерство юстиции выкупило усадьбу Извара для размещения Санкт-Петербургской земледельческой колонии. В этом образовательно-воспитательном учреждении усилиями М.Беклешова и его единомышленников педагогов был осуществлен опыт "возвращения “трудных” детей в общество за счет потенциала культуры – науки, искусства и религии. Трудовая школа при сельскохозяйственной колонии действовала до 1941 года. Во время фашистской оккупации Извары на территории колонии размещается лагерь военнопленных. После войны в комплексе размещалась исправительно-трудовая колония, просуществовавшая до начала пятидесятых годов.

Вечереет, движемся дальше. Путь лежит в сторону Луги, где и заночуем. Проезжаемые мимо амбары невозможно не сфотографировать. Умели строить из того что есть и причем на века.
59
60
61
62

При достаточном старании из амбара получается крепкий дом-крепость.
63

Непонятно как образовавшийся симбиоз резных старинных ворот и современной постройки в с.Рождествено. Могу сказать точно-современность отнюдь не украсила старину(((. Небольшой экскурс по Рождествено будет на обратном пути.
64

Обратный путь был не таким насыщенным на впечатления, но все же... В дер.Ящера свернули в сторону пос.Красный Маяк. Когда-то здесь располагалась усадьба "мыза Михайловская". Остатки аллей, хозпостройки, въездные ворота, до сих пор напоминают об этом. За дорогой ведущей из Дивенской в Большую Ящеру находится заросший парк с горой. Говорят до изобретения радио на ней стояла мачта оптического телеграфа. Сама гора очень напоминает рукотворную, но насыпать ее таких размеров в те годы требовало бы колоссальных усилий. Геологи изучавшие ее заявили, что она сложена породами, которые не встречаются в тех местах. Это еще более добавило загадочности к этой давно забытой усадьбе.
65
66
67
68

Нас настиг феерический закат
69
70

В дер.Даймище
71

Немного попетляв по окрестным деревушкам въехали в с.Рождествено. Вид с моста на церковь Рождества Богородицы и усадьбу Набокова.
72

Первый храм, который упоминается в летописях, был построен в 1499 году и находился в конце старого рождественского парка - там, где из скал красного песчаника струятся студеные воды целебных родников. О судьбе этого храма известно, что он был разрушен в годы первой шведской оккупации (1583-1590), а по преданию-ушел под землю.Наличие провалов и пещер в этих местах подкрепляют эту легенду.
73

Первый храм на этом месте был построен по указу царевича Алексея, сына Петра I. Возведение третей церкви взамен сгоревших ранее пришлось на годы царствования императора Александра III, государя, «чутко относившегося ко всему русскому». В наружном облике храма главенствуют самобытные черты - это «византийский стиль». Много лет служил храм верующим, утешая в скорбях, молясь о страждущих, призывая любить Отечество
православное и ближнего. В 1932 году декретом правительства предполагавшая к маю 1937 года ликвидировать все храмы и священство. В связи с этими событиями в 1937 год храм был закрыт, священник, дьякон, псаломщик и их семьи были расстреляны. В 1941 году, по просьбе местного населения, немцы, находившиеся в селе Рождествено, открыли храм и освободили из концлагеря священника о. Сергия из г. Пушкина. Больше церковь не закрывалась. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году усердием настоятеля храма и прихожан храм был капитально отремонтирован.

Усадебный дом Набокова, в котором ныне расположен музей, был построен в конце XVIII века как «городнический дом». Сменив много хозяев, в 1890 года имение покупает действительный статский советник, золотопромышленник Иван Васильевич Рукавишников.
74

После этого в доме был проведён ремонт, а в усадьбе были построены птичники, конюшни, теплицы, теннисный корт. В 1901 году владельцем имения становится сын И. В. Рукавишникова Василий, а в 1916 году — племянник В. И. Руковишникова Владимир Владимирович Набоков. После 1917 года в усадьбе
разместилось общежитие ветеринарного техникума. В годы Великой Отечественной войны в здании находился дорожный отдел фашистов. По местным легендам Немцы отступая взорвали мост, возле которого на высоком берегу стоит усадьба и у здания усадьбы от взрыва рухнула стена. После войны в особняке разместилась сельская школа. В 1974 году в трёх комнатах усадьбы была открыта новая экспозиция, а также выставка «Набоков на Родине». В 1987 году музей был преобразован в государственный Рождественский историко-литературный и мемориальный музей В.Набокова. В 1995 году здание сильно пострадало в результате пожара.

О селе Рождествено я уже немного рассказывал, но информация копится и переливается через край))) В дальнейшем расскажу про концлагеря возле Рождествено, про царевича Алексее, Рылеева и про каскад ГЭС... Дождемся лета-а то снега по пояс, много не налазаешься)))

На прощанье природа одарила нас розовым с позолотой отблеском на сине-сиреневом небе. Уже по темноте вернулись в Питер
75
76

PS: Когда материал готовился в печать (в ЖЖ)))) у меня появилась информация:
Далекий 1980 год...Первый секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ Валентина Матвиенко по отечески(матерински))) напутствует вновьназначенного секретаря Пушкинского райкома комсомола, 20-летнюю Елену Чепельникову...Прошло 30 лет-и "хозяйка" Питера слишком часто для гостя появляется в свежеотреставрированном компанией "Петробилд" Елизаветинском дворце Трубецких, закрытом для всех смердов несмотря на обещания. Вы уже догадались кто "хозяйка" Питера. А вот кто хозяйка (без кавычек) ООО Петробилд, которое так бойко отреставрировало и закрыло от посторонних усадебный комплекс Елизаветинка я подскажу-все та же Е.Чепельникова


  • 1
Красиво! Русская провинция, даже в развалинах, всё равно вызывает восхищение, ну и печально оттого, что всё медленно возрождается.

Тут не такая уж и провинция, 30-90 км до Питера...

Очень интересно. Спасибо.

Спасибо за красоту, жаль , что исчезающая...

спасибо за фотоотчет и рассказ.

  • 1